"Люблю березку русскую"

Конспект образовательной деятельности
«Люблю березку русскую»
                                           для детей подготовительной к школе группы
Цель: расширять представление детей об образе березы посредством мелодекломации и художественного творчества.
Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»:
- продолжать развивать связную речь: строить монологическое  высказывание и диалогическую речь;
- побуждать детей к восприятию выразительности речи чрез поэзию и музыку;
- способствовать развитию рефлексии.
Задачи ОО в интеграции
 Образовательная область «Художественно-эстетическое  развитие»:
- закреплять умение отражать образ березы  через художественно-продуктивную  и музыкальную деятельность;
- развивать чувства темпа и ритма в музыкально - двигательной  деятельности;
- формировать умение передавать в рисунке характерные особенности березы, самостоятельно используя  разные средства выразительности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
- воспитывать чувство любви к березке и бережного обращения к природе.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
 - приобщать детей к познанию природы через зрительное и слуховое восприятие,  игровую и двигательную деятельность;
 - развивать у старших дошкольников эмоциональное восприятие образа русской березки.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- развивать зрительно – моторную координацию;
- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
Предпосылки учебной деятельности:
- вовлекать в процесс самостоятельного поиска и «открытия»  новых  знаний, правильно оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование для педагога:  костюм березки,  презентация «Березы России», аудиозаписи П.И. Чайковский «Времена года», р.н.м. «Во поле береза стояла».
Оборудование для детей: альбомный лист, краски, мелки, фломастеры, карандаши, кисти, баночки для воды, платочки для хоровода.
Предварительная работа: рассматривание берез на территории ДОО и иллюстраций художников, чтение стихотворений и рассказов о русской природе, аппликация березы.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Под  русскую народную хороводную песню «Во поле березка стояла» воспитатель входит в группу в костюме березки, кружится, загадывает загадку:
- Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.          Ребята, что это?
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на мой наряд. Мой костюм необычный? На что он похож?  Где вы видели березы? А хотите знать еще больше об этом удивительном по красоте дереве?
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель предлагает детям презентацию «Березы России»:
 - Ребята, я предлагаю вам «войти» в березовую рощу и полюбоваться искрящимися на солнце листочками. Какой здесь воздух? Прислушайтесь, что вы слышите? Что можно сделать летом в тени березовых ветвей?  Обратите внимание на кору березы, она называется берестой и на ней в древности писали, из нее же плели, туесок, короба и шкатулки.  Про березу есть много пословиц и поговорок: А какие вы знаете?
Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.
Березой обогреешься, а не оденешься.
Берёза не только лесная красавица, но она и лесная целительница.
Береза не угроза – где стоит, там и шумит.
Воспитатель:
- Теперь я вам предлагаю продолжить сказ о белоствольной красавице в группе. (Дети садятся)
- Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение поэта Александра Прокофьева «Люблю березу русскую»  в музыкальном сопровождении, а вы, ребята, слушая стихотворение и музыку,  представьте свой образ березы. Воспитатель читает стихотворение:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится.
- Вам понравилось это стихотворение?
- Какие  слова помогают поэту выразить своё отношение к русской берёзке? («светлая», «грустная», «плакучая», «ясная», «кипучая»). Мы понимаем, что автор трепетно и нежно относится к русской берёзе.
- Как вы понимаете выражение «берёзка грустная»?
- С чем автор сравнивает наряд берёзки?
- Какой образ предстает пред нами, когда мы слышим строки:
«В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками» 
(Если дети затрудняются, воспитатель поясняет, что береза в стихотворении похожа на русскую девушку в сарафане; автор использует сравнение.)
Воспитатель:
- Поэт Александр  Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки.
- Ребята, я хочу обратить ваше внимание на последние строки стихотворения
«Под ветром низко клонится.
 И гнется, но не ломится».
- Как вы думаете, почему гнется, но не ломится? (Если дети затрудняются, воспитатель пояснияет, что это дерево сильное, у него сильные, крепкие корни. Поэт сравнивает образ березы с образом сильного, жизнестойкого человека, у которого возможно много трудностей в жизни, но он находит выход из сложного положения).
Воспитатель:
- Ребята, что было для вас необычным в чтении мною стихотворения? Музыка дополняла его или мешала создать образ березы? Какая музыка была по настроению?  Музыка и слово было единым целым.
- Ребята, о русской березке написано не только много стихов, песен, картин, но и создано большое количество танцевальных композиций, особенно хороводов. Предлагаю девочкам превратиться  в белоствольных  березок и поводить хоровод, а мальчикам предлагаю  поиграть  на балалайках.  
 Хоровод «Во поле березка стояла» (по показу воспитателя).
Воспитатель:
 - Ребята, сегодня мы с вами много говорили о березе, слушали стихотворение, создавали образ березы через слушание музыки, даже побывали в березовой роще. Хотели бы вы превратиться в березку и под звуки музыки создать свой образ белоствольной красавицы.
Игра «Березка»
(дети мимикой, пантомимикой, используя чувства и эмоции, изображают образ березы).
Воспитатель:
- Ребята, смогли бы вы создать образ березки разными изобразительными материалами?
Желающие дети выбирают бумагу с разным фоном и материал, приступают к работе.
По окончании работ дети создают выставку, рассматривают ее и делятся впечатлениями.

Заключительная  часть (рефлексивный  этап)
Воспитатель:
-Ребята, что вам больше всего понравилость на занятии?
- О чем вы думали, когда рисовали березку?
Ребята, помогли ли стихи и картины  ещё больше полюбить свою Родину и природу, которая нас окружает?

Ребята, будем любить, охранять и защищать нашу русскую красавицу березу.