Конспект
образовательной деятельности
«Люблю
березку русскую»
для
детей подготовительной к школе группы
Цель: расширять представление детей об образе березы посредством
мелодекломации и художественного творчества.
Задачи приоритетной образовательной области
«Речевое развитие»:
- продолжать
развивать связную речь: строить монологическое
высказывание и диалогическую речь;
- побуждать детей к
восприятию выразительности речи чрез поэзию и музыку;
- способствовать
развитию рефлексии.
Задачи ОО в интеграции
Образовательная
область «Художественно-эстетическое развитие»:
- закреплять умение отражать образ березы через художественно-продуктивную и музыкальную деятельность;
- развивать чувства темпа и ритма в музыкально -
двигательной деятельности;
- формировать умение передавать в
рисунке характерные особенности березы, самостоятельно используя разные средства выразительности.
Образовательная
область «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать умение взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми.
- воспитывать чувство любви к березке и
бережного обращения к природе.
Образовательная
область «Познавательное развитие»:
- приобщать
детей к познанию природы через зрительное и слуховое восприятие, игровую и двигательную деятельность;
- развивать
у старших дошкольников эмоциональное восприятие образа русской березки.
Образовательная
область «Физическое развитие»:
-
развивать зрительно – моторную координацию;
-
совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
Предпосылки учебной
деятельности:
-
вовлекать в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, правильно оценивать результаты своей
деятельности.
Оборудование
для педагога: костюм березки, презентация «Березы России», аудиозаписи П.И.
Чайковский «Времена года», р.н.м. «Во поле береза стояла».
Оборудование
для детей: альбомный
лист, краски, мелки, фломастеры, карандаши, кисти, баночки для воды, платочки
для хоровода.
Предварительная
работа: рассматривание
берез на территории ДОО и иллюстраций художников, чтение стихотворений и
рассказов о русской природе, аппликация березы.
Ход образовательной деятельности
Вводная
часть (мотивационный, подготовительный этап)
Под русскую
народную хороводную песню «Во поле березка стояла» воспитатель входит в группу
в костюме березки, кружится, загадывает загадку:
- Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. Ребята, что это?
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на мой наряд. Мой костюм необычный? На что он похож? Где вы видели березы? А хотите знать еще
больше об этом удивительном по красоте дереве?
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель
предлагает детям презентацию «Березы России»:
-
Ребята, я предлагаю вам «войти» в березовую рощу и полюбоваться искрящимися на
солнце листочками. Какой здесь воздух? Прислушайтесь, что вы слышите? Что можно
сделать летом в тени березовых ветвей?
Обратите внимание на кору березы, она называется берестой и на ней в
древности писали, из нее же плели, туесок,
короба и шкатулки. Про березу есть много пословиц и поговорок: А какие вы знаете?
Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.
Березой обогреешься, а не оденешься.
Берёза не только лесная красавица, но она и
лесная целительница.
Береза не угроза – где стоит, там и шумит.
Воспитатель:
- Теперь я вам предлагаю продолжить сказ
о белоствольной красавице в группе. (Дети садятся)
- Сейчас я
предлагаю вам послушать стихотворение поэта Александра Прокофьева «Люблю
березу русскую» в музыкальном
сопровождении, а вы, ребята, слушая стихотворение и музыку, представьте свой образ березы. Воспитатель
читает стихотворение:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится.
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится.
- Вам понравилось это стихотворение?
- Какие
слова помогают поэту выразить своё отношение к русской берёзке?
(«светлая», «грустная», «плакучая», «ясная», «кипучая»). Мы понимаем, что автор
трепетно и нежно относится к русской берёзе.
- Как вы понимаете выражение «берёзка
грустная»?
- С чем автор сравнивает наряд берёзки?
- Какой образ предстает пред нами, когда мы
слышим строки:
«В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками»
(Если дети затрудняются, воспитатель
поясняет, что береза в стихотворении похожа на русскую девушку в сарафане;
автор использует сравнение.)
Воспитатель:
- Поэт Александр Прокофьев
одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может
быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее
одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый
сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки.
- Ребята, я хочу обратить ваше внимание на последние
строки стихотворения
«Под ветром низко клонится.
И гнется, но не ломится».
И гнется, но не ломится».
- Как вы думаете, почему гнется, но не ломится? (Если дети затрудняются,
воспитатель пояснияет, что это дерево сильное, у него сильные, крепкие корни. Поэт
сравнивает образ березы с образом сильного, жизнестойкого человека, у которого возможно
много трудностей в жизни, но он находит выход из сложного положения).
Воспитатель:
- Ребята, что было для вас необычным в чтении
мною стихотворения? Музыка дополняла его или мешала создать образ березы? Какая
музыка была по настроению? Музыка и
слово было единым целым.
- Ребята, о русской березке написано не только
много стихов, песен, картин, но и создано большое количество танцевальных композиций,
особенно хороводов. Предлагаю девочкам превратиться в белоствольных березок и поводить хоровод, а мальчикам
предлагаю поиграть на балалайках.
Хоровод
«Во поле березка стояла» (по показу воспитателя).
Воспитатель:
-
Ребята, сегодня мы с вами много говорили о березе, слушали стихотворение,
создавали образ березы через слушание музыки, даже побывали в березовой роще. Хотели
бы вы превратиться в березку и под звуки музыки создать свой образ
белоствольной красавицы.
Игра
«Березка»
(дети
мимикой, пантомимикой, используя чувства и эмоции, изображают образ березы).
Воспитатель:
- Ребята, смогли бы вы создать образ березки
разными изобразительными материалами?
Желающие дети выбирают бумагу с разным фоном
и материал, приступают к работе.
По окончании работ дети создают выставку,
рассматривают ее и делятся впечатлениями.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель:
-Ребята, что
вам больше всего понравилость на занятии?
- О чем вы
думали, когда рисовали березку?
Ребята, помогли ли стихи и картины ещё больше полюбить свою Родину и природу,
которая нас окружает?
Ребята, будем
любить, охранять и защищать нашу русскую красавицу березу.