Конспект занятия по экологии «Круговорот воды в природе»

Цели:
1. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
2. Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды.
3. Умение работать парами.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1. Беседа о глобусе.
2. Беседа о различных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное).
3. Опыт «Таяние льда».
Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её резиночкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется. После того, как сосулька растает полностью, подчеркнуть, что вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое.
4. Опыт «Испарение воды».
Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.
5. Опыт «Превращение пара в воду».
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.
Материалы и оборудование: Глобус, настольная лампа, яблоко, картинки (изображающие разные агрегатные состояния воды, презентация «Круговорот воды в природе»(слайды). Для проведения опыта с водой: термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос. Раздаточный материал на каждого ребёнка: одноразовые стаканчики с водой и безводы, марля, цветные карандаши, раскраски.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям глобус.
Воспитатель
Что это такое?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: Это модель Земли.
Воспитатель: А какой формы наша планета – Земля?
ДетиКруглая.
Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?
Дети: Голубого.
Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?
Дети: Это вода (моря, реки, океаны).
Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.
Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть - суша.

Воспитатель: На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают?
Дети: Это тоже вода, но в виде льда.
Воспитатель: Как вы думаете, почему белый цвет присутствует только наверху и внизу глобуса?
Дети затрудняются ответить.
Воспитатель показывает опыт – вращение Земли вокруг Солнца (в качестве Солнца - настольная лампа, в качестве Земли – глобус). Предстоит определить разницу в освещённости и нагретости глобуса под воздействием Солнца (лампы) и подумать, где и почему на Земле всегда жарко, а где всегда холодно. Делается вывод, почему на северном и южном полюсах ледники.



Воспитатель: А в каких состояниях встречается вода в природе?
Дети: В жидком, твёрдом и газообразном. Это свойства воды.
Физкультминутка:
Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды.
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар) (Испарение)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман)

Без паруса плывут. (Облака)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)

Он появляется тогда,
 Когда замерзнет пруд, река.
На нем так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься (Лед)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
А солнце её припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)

С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это (Град)
Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки, и называют агрегатное состояние воды.
Воспитатель: Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется – круговорот воды в природе.
Показываются слайды «Круговорот воды в природе».


Воспитатель: Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.
Воспитатель: А сейчас узнаем, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
Опыт: В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.
Воспитатель: Во что превратилось наше облако?
Дети: Дождь.
Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод, что вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление?
ДетиКруговорот воды в природе.
Воспитатель (вновь показывает глобус): Мы уже говорили о том, что на Земле много воды – вон, сколько голубой и белой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную?
Дети: Пресную.
Воспитатель: Человек не может пить солёную воду, а её-то как раз на Земле намного больше, чем пресной. В морях и океанах (показать на глобусе) вода горько-солёная. Пресная вода бывает только в реках и озёрах (показать на глобусе). Как видите, их очень мало. Но просто взять и попить воду из озера мы тоже не можем. Как вы думаете, почему?
Дети: Она грязная.
Воспитатель: Верно. Но ведь из крана мы берём чистую воду. Прежде чем попасть к нам, вода проходит длинный путь. На специальных сооружениях воду очищают от грязи. Давайте и мы попробуем отфильтровать воду.
Опыт: Дети встают парами, берут грязную воду, наливают в один стаканчик воду, второй стаканчик покрывают марлей и переливают воду. Убирают марлю, смотрят - вода стала чистая.

Воспитатель: Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала. Скажите, пожалуйста, а как вы будете вести себя, когда поедете летом на речку, отдыхать?
Дети: Будем сохранять чистоту, мусор собирать в мусорные пакеты, в речку нельзя бросать пластиковые бутылки, оставлять гореть костер.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы не можем прожить без воды. Но с каждым годом чистой воды становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы. Давайте воду беречь.
В заключение попросить детей ещё раз перечислить, в каком виде и где можно найти воду. Подчеркнуть какая она разная. Раздать детям раскраски «Круговорот воды в природе». В процессе разукрашивания прочитать стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить.