Мнемотехника

 Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. 

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.

Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

- применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

 

Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

 Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Описание методики

1.    Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;

2.    Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

3.    Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).

4.    Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы

5.   Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

 

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

 

«Дикие животные»

 

У лисы


в лесу глухом


есть нора – надёжный дом.


^ Под кустами


ёж колючий


нагребает


листьев кучу.


Спит


в берлоге косолапый,


до весны сосёт там лапу.


Есть у каждого свой дом.


^ Всем тепло, уютно в нём.

 

 

«Киска»

 

Телевизор


вместе с нами


смотрит


наша киска.


Видит


мышку


на экране.


Мышка,


вроде, близко.


Мог бы славным быть обед.

 

 


Только хвать,


а мышки нет!

 

 

 

«Белый мишка»

Белый


мишка


на рыбалку


не спеша


идёт


вразвалку.


Чует


мишка-рыболов,


что богатый ждёт улов.

 

«Подарки осени»


Ходит


осень


в нашем парке.


Дарит


осень


всем подарки.


Бусы красные -


рябине,


фартук розовый -


осине,


зонтик желтый -


тополям,


фрукты


осень


дарит нам.

 

        

 

 

«Хлеб»

 Вот он хлебушек душистый,


вот он круглый,


золотистый.


В каждый дом,


на каждый стол


он пожаловал, пришёл.


^ В нём здоровье, 


сила наша.


В нём чудесное тепло.


Сколько рук


его растило,


охраняло, берегло!

 

         

Игрушки

Знаю много я игрушек... 

Знаю много я игрушек,

С ними мне совсем не скучно:

Кубик, мяч, совок, сачок,

Мишка, лейка, флаг, бычок.


Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

– Где же лучшая земля?

– Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края!

Листопад 

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

hello_html_4cf3c1dd.jpg

Осень

"Осень, осень" 
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.

З. Александрова «Мой мишка»

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить

А. Барто «Весна идёт»

Утром было солнечно и совсем тепло.
Озеро широкое по двору текло.

В полдень подморозило, вновь зима пришла,
Затянулось озеро корочкой стекла.

Расколол я тонкое, звонкое стекло,
Озеро широкое снова потекло.
Говорят прохожие:
- Вот весна идёт!-

А это я работаю,
Разбиваю лёд.

«Непоседа Васенька»

Непоседа – Васенька не сидит на месте,

Непоседа – Васенька не сидит на месте.

Непоседа – Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

 

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

«Помощники весны»

Лёня с Петей,

Взяв лопаты,

Помогать пришли весне.

Разбивают лёд ребята

И разбрасывают снег.

Посмотрел на них с укором

Снеговик из под ведра:

Этак мне придётся скоро,

 

Убираться со двора!

П. Воронько «Хитрый ежик»

Хитрый ёжик – чудачок

Сшил колючий пиджачок,

Весь в иголках, без застёжек.

На иглу нацепит ёжик:

Грушу, сливу – всякий плод,

Что под деревом найдёт,

И с подарочком богатым,

 

Поспешит к своим ежатам.

Т. Волгина «Подарок маме»

Сорвала я в поле

Цветик голубой,

Принесу в подарок

Маме дорогой.

Я его на платье

Маме приколю.

Больше всех на свете,

 

Маму я люблю.

Жук

Я нашла себе жука

На большой ромашке,

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

Г. Сапгир «Дятел»

Дятел, дятел дуб долбит,

В щепки дерево дробит.

Дятел, в дереве дыра,

Перестать давно пора!

Космонавт

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

^ В. Степанов

        

 

 Т. Дмитриев «Весна пришла»

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клёна,

Сколько носиков зелёных!

«Белка-шалунишка»

Скачет белка – шалунишка,

Рвёт с еловых ёлок шишки,

А, потом на землю – прыг

И отыщет боровик.

Гриб нанижет на сучок,

Подсушить боровичок!

 Дед Мороз прислал нам елку... 

Дед Мороз прислал нам елку,

Огоньки на ней зажег.

И блестят на ней иголки,

А на веточках - снежок! В. Петрова

Мишка милый...

Мишка милый, мишка славный,

Косолапый и забавный.

Весь из плюша мишка сшит,

Ватой пышною набит.

Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.

 

Хозяйка

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке.
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

 

Алиса в саду

Вот идет Алиса в сад,

Скоро будет листопад.

Слива там и абрикос,

На скамейке — сонный пес.

Там краса и чудеса:

Солнце, киска и роса,

У скамейки стол стоит.

Самовар на нем свистит.

Вот в песочнице песок,

Самосвал там и совок,

Рядом с ними самокат.

Ах, какой прекрасный сад!

Смирнова Л.Н

Осенние листья

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева

Осень
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

 

(Токмакова И.П.)

  

Осень

 

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Бальмонт
 

Березка

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
И. Семенова
 
image

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга

Капли падают звеня.

Солнце землю согревает

Гонит с нашей речки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

 

Дед Мороз
Е. Тараховская
Он к бровям моим прирос, 
Он залез мне в валенки. 
Говорят, он — Дед Мороз, 
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой 
В нашем умывальнике. 
Говорят, он — с бородой, 
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле 
Пальмы, звезды, ялики. 
Говорят, ему сто лет, 
А шалит, как маленький.

Дед Мороз проспал в постели
Т.Мельникова
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня,
Где вы вьюги. где метели,
Что не будите меня?
Непорядок во дворе,
Грязь и лужи в декабре!

Снежинки
А. Усачёв
Ёжик смотрит на снежинки.
"Это, - думает, - ежинки...
Белые, колючие
И к тому ж - летучие".
Паучок на паутинке
Тоже смотрит на снежинки:
"Ишь какие смелые
Эти мухи белые!"
Заяц смотрит на снежинки:
"Это заячьи пушинки...
Видно, заяц - весь в пуху -
Чешет шубу наверху".
Мальчик смотрит на снежинки:
"Это, может быть, смешинки?.."
Не поймёт он, почему
Очень весело ему.

Снежинки 
Галина Новицкая 
- Кто снежинки
Делал эти?
За работу
Кто в ответе?

- Я! - ответил Дед Мороз
И схватил меня
За нос! 

Веселый снеговик
Ирина Гурина
По сугробам, напрямик 
Шел веселый снеговик. 
А в руках его была 
Не корзина, не метла, 
Не плитка шоколадная, 
А елочка нарядная!

Елочный перезвон
Елена Григорьева 
На елке не шишки
И не свистульки,
На елке повисли 
Большие сосульки!
Лишь ветер подует, 
Как слышен трезвон:
- Динь-дон, дили-дили,
Динь-дон, дили-дон!

Вырастала елка
Евгения Трутнева
Вырастала елка 
В лесу на горе, 
У нее иголки 
Зимой в серебре. 
Жил под елкой зайка 
С зайчихой своей, 
Прилетала стайка 
Чечеток с полей

Пирог
П.Воронько 
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.

Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная Да затейница какая

Белка песенки поет Да орешки все грызет,

А орешки не простые, все скорлупки золотые,

ядра - чистый изумруд; Слуги белку стерегут.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.