Конспект занятия для подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша Родина родная»

Цели:

Дать детям представление, что такое родина, родной край. Познакомить с картой и символикой, формировать представление о малой родине, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.
Программное содержание:

- Формировать у детей представление о России, как о родной стране;
- Дать понятие «малая родина»; 
- Продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям;
- Развивать умение согласовывать движения со словами;
- Обогащать словарь детей новыми словами: «малая родина».
- Воспитывать чувство гордости за свою малую родину (гордиться достижениями и достопримечательностями родного города).
Планируемые результаты:

Иметь представление о родном городе, знать понятие «символика», формулировать ответы на вопросы педагога.
Предварительная работа:

Беседы на темы: «Наша страна – Россия»«Главный город нашей страны», беседы о российской символике; чтение и заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине и городе Новосибирске; рассматривание глобуса, фотографий городов, и рек; рассматривание фотографий с видами города Новосибирска; д/и «Найди свой флаг»«Узнай наш герб»; сюжетно-ролевые игры «Мы строим город»«Путешествия по городу».

Материал:

Карта России, изображения президента РФ, герба и флага, фотографии с достопримечательностями  города Новосибирска, муз. сопровождение.

Творческая работа:

- рисование Государственного флага

- коллективная аппликация «Родной город»

Ход занятия:

Звучит песня: «С чего начинается Родина?»

- Ребята, сегодня на занятие мы познакомиться с нашим родным городом, а что нужно сделать, что бы лучше узнать нашу Родину? (отправиться в путешествие)

- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней Родине. А завершиться оно в детском саду. 

- На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

- Правильно, Россия. (рассматривание карты России) 

-У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы.

- Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, гимн, герб).

- Давайте рассмотрим, какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный).

- Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу).

- Необъятные просторы нашей Родины зимой покрывают сверкающим снегом. «Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет»,- сказал снег, и на флаге появилась белоснежная полоска.

- А синяя что напоминает? (Небо, реки, озёра, моря).

- В России много, много озер больших и маленьких рек все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.

- Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).

- По утрам над страной встает солнце. «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет»,- сказало Солнце. И третья полоска на флаге стала красной.

Белый цвет – березка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет (В. Степанов)
- Расскажите, что вы знаете о России, какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная (ответы детей)).
- В ней много городов, рек, лесов.
- В каждой стране есть главный город, называется столицей.

- Столица России – город …(Москва).

- А как вы думаете, почему Москва является столицей нашей Родины – главным городом нашей страны? (Предположительные ответы детей).

- В Москве расположена главная площадь страны Красная площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады. В Москве принимаются все самые главные и важные решения для нашей страны.

- А кто управляет такой могучей и сильной страной? (Президент).

- В Москве, в Кремле находится резиденция нашего президента. Как зовут нашего президента? (Владимир Владимирович Путин)(Показ фото президента).

– Россия – наша Родина. - Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей) 

- Ребята, наша страна огромная, и родина это место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/сад и улицы нашего дома. Маленькому человечку – ребенку, очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране, и для малыша Родина начинается с того, что к нему ближе всего, с мамы, с семьи, с дома, в котором живем, с детского сада, в который ходим, с друзей.
- Родина у каждого человека одна.

- Сейчас послушайте стихотворение о Родине:
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
- Родина – это страна, в которой мы живем.

- Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.

- Человек без Родины, что соловей без песни.

- Нет в мире краше Родины нашей.

- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

- Тот герой кто за Родину горой.

- Жить - Родине служить.

- Если дружба велика, будет Родина крепка.

- Родина поучает – Родина выручает.

- Чему учат нас эти пословицы? (Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).

- Граждане России называются … (россияне).

- Ребята, а где это находится наша Родина? В каком городе или селе? ( в городе Новосибирске).
- Наша страна Россия - это наша большая Родина, а город Новосибирск - это наша малая родина (повторить с детьми).
- Это место, где нам всё дорого и близко, где всё для нас родное, где мы родились и растём, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь на чужой стороне. Это наш родной край, наша малая родина (рассматривание на карте России места, где находится Новосибирск).

Рассказ воспитателя о некоторых знаменитых людях  города + фото (Г.М. Будагов,А.И. Покрышкин, Б.А. Богатков,Е.Н. Мешалкин, Л.В. Мясникова, Р.А. Шило, М.А. Лаврентьев).

- Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу.
Физкультурная минутка.
Дети встают в круг.
- Новосибирск - наш дом,
- Здесь все дружно мы живём, (дети берутся за руки)
- Любим по нему гулять, 
- Всё смотреть и узнавать. (идут по кругу)
- Один - заходим мы в музей,
- Рассмотрим экспонаты побыстрей. (указательный палец у щеки)
- Ходим тихо, не шумим, (идут по кругу сначала медленно, потом быстрее)
- Затем дальше поспешим.
- Парк победы - это два, (руки у головы, качают головой; делают поклон, рука у груди)
- Вспомним, что была война.

- Мы поклонимся огню,
- Чтим историю свою.
- Три – конечно это парк, (руки вверх)
- Можно прыгать и скакать,
- Очень быстро побежать.
- Дальше медленно идём,
- К нашей церкви подойдём.
- Смотрим мы на купола ,(руки над головой, изобразить купол, смотреть вверх)
- Просим мы о мире.
- Прогулка долгая была,
- Вот уже четыре. ( руки поднять - вдох, опустить - выдох) 
- Ну а пять - наш детский сад, (скрестить руки у груди)

- Он родной для всех ребят.
Во время проведения физ.минутки звучит песня, и воспитатель показывает карточки с изображением достопримечательности .
- Наша прогулка закончилась, я предлагаю вам присесть. Много где мы побывали, много что мы повидали, а еще кое-где не были.

- Отгадайте, где? (по мере отгадывания загадок показ  фото)
Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (филармония )

Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают, 
Рисуют и читают. (школа)

Это крупный магазин, 
У него полно витрин, 
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (супермаркет)

Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (детский сад)


- А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).

-  Ребята, давайте рассмотрим символы города Новосибирска. (герб, флаг, гимн)

-  Посмотрите – это герб Новосибирска, что изображено на нем? Как вы думаете, что это символизирует? (цвета: синий, белый, зеленый; мост через реку, корона с зубцами, соболя, лук, стрелы)

- Второй символ  – это флаг. Что на нем изображено? (цвета: зеленый, белый, синий).

Третий символ города – это гимн.

Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)

Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется? (ответы детей). Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.

Звучит запись гимна Новосибирска — отрывок.

Итог занятия. 

- Вот и подошло к концу путешествие, по нашей Родине и мы возвращаемся в детский сад.

- Ребята, где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране).

- О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)

- Сегодня вы узнали о родине много нового. Правда?
- А именно: ваша семья, ваш дом, детский сад находятся в Новосибирске.

Это ваша малая родина.

- Наш город Новосибирск является частью нашей большой страны России. Это ваша большая родина.
- Молодцы, ребята! 

Воспитатель предлагает детям раскрасить герб города Новосибирска. 

- Ребята садитесь за столы, как вы думаете, что изображено на листках бумаги (герб). Раскрасьте его пожалуйста. Давайте вспомним, какими цветами мы можем раскрасить наш герб: синий, белый, зеленый; мост через реку, корона с зубцами, соболя, лук, стрелы)