Конспект занятия по экспериментированию
в старшей группе «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»
Цель:
- Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается);
- О свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ);
- Сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;
- Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом;
- Развитие органов слуха, зрения, обоняния;
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
«Коммуникация»
- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
«Социализация»
- Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Учить делать выводы в процессе эксперимента.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Безопасность»
- Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов.
«Труд»
- Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.
Предварительная работа:
Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.
Оборудование:
- Воздушный шар на палочке или с гелием;
-письмо;
- картинки с правилами безопасности;
-ёмкость с водой и стакан;
-ёмкость с холодной и горячей водой;
- пластмассовая бутылка;
- шарик;
- стаканчики по кол. детей с чистой водой;
- стакан с молоком и стакан с водой, картина;
- стаканчики с водой, соль или сахар и ложечки;
- ёмкости разной формы;
-металлические и пластмассовые предметы, крупа на тарелочках по кол. детей;
- стеклянные стаканы с водой и скрепки;
-магниты по количеству детей;
-картон и кнопки;
-халаты для профессоров;
-фартуки по количеству детей;
Ход занятия
Организационный момент«Приветствие»
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки в перед)
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)
Вместе будем мы играть. (беремся за руки)
Воспитатель: - Ребята, сегодня,  когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей группы №2» (открыть)
«Ребята, мы профессоры страны «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ», и хотим пригласить вас к нам в лабораторию. Но сначала вы должны справиться с заданием.
Задание 1. Назовите правильно все предметы на карточках (колба, пробирка, термометр, пипетка, микроскоп и т. д.).
- Ребята, а для чего нужны все эти предметы? А вы любите эксперименты и опыты? А где проводят опыты?
Задание 2.  Вспомните, привила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах.
Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот не чего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.
- Ну, вот теперь мы с вами можем отправляться в страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ» в лабораторию.
-Но для этого нам понадобится волшебный шарик (воздушный шарик на полочке или гелиевый). Встаньте в круг вокруг меня и возьмитесь за руки (идут по кругу и говорят слова)
Ты неси нас шарик, шарик золотой.
Прям в страну чудесную, шарик золотой.
Где чудеса волшебные, где превращения интересные.
Закружи нас унеси и в страну нас отнеси.
-Ой, ребята посмотрите вот мы и оказались в стране «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ», в самой настоящей лаборатории.
- Ребята, что мы должны сначала сделать, чтобы войти в лабораторию? (одеть специальную одежду). Дети одевают фартуки и нарукавники
-Сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете, с чем мы будем проводить опыты.
О нем говорится в загадке:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем (воздух)
Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.
- Я сейчас нам покажу эксперимент с воздухом.
Эксперимент № 1:
Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.
Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Эксперимент № 2:
Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.
Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?
Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
Воспитатель: А сейчас я покажу другой опыт. Этот опыт очень опасный т. к. понадобится горячая вода. Встаньте подальше.
Эксперимент № 3(Выполняет воспитатель)
Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.
Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течение 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете, почему он надулся? (предположения детей)
Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.
Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.
Воспитатель: Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)
Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.
Воспитатель:  Ребята скажите все эти эксперименты мы провели с чем? (С воздухом) А как мы еще можем увидеть воздух при помощи чего? (пакета, воздушного шарика, вертушки, веера и т. д.)
Зрительная гимнастика
- Ребята, послушайте Милану, она прочитает стихотворение и вы узнаете, с чем мы будем экспериментировать (читает стих)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно.
- А сейчас вы узнаете о свойствах воды. Подойдите вот к этому столу. Возьмите по одному стану с водой и понюхайте её.
Эксперимент № 4:
Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.) Значит, какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Воспитатель:  А как можно узнать какого вкуса вода? (попробовать) Попробуйте и скажите, какого она вкуса? (безвкусная)
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Какого цвета вода? (прозрачная). А давайте проверим, точно ли она прозрачная и сравним ее со стаканом молока? Поставим за стакан с водой и молоком картинку, ну что, видна?
Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Эксперимент № 5:
Воспитатель: Сейчас нам опять понадобятся стакан с водой и еще соль, сахар и ложка. Нужно положить в стакан ложку соли или сахару и размешать.
Воспитатель: что произошло (соль и сахар растворились)
Мы делаем следующий вывод.
Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.
Воспитатель: А сейчас мы узнаем, имеет ли вода форму.
Эксперимент № 6:
Разлить воду по разным сосудам.
Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)
Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
Воспитатель: Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть. Физкультминутка про «Дождик»
Капля раз, капля два.
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
- Ребята подойдите скорее ко мне. Сейчас я вас познакомлю с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.
Я вам сейчас загадаю загадку:
«Этот жадный предмет все предметы хватает.
Для него нормы нет, прилипанием страдает»
Правильно, это магнит (показать)
Воспитатель: Ребята, а что такое магнит?
Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, серенький брусок».
Он очень много хранит в себе секретов
И сейчас мы разгадаем первый секрет.
Эксперимент № 7 «Все ли притягивает магнит?»
- На столе лежат вперемежку предметы, выберите только те предметы на поднос, которые притягивает магнит. А сейчас проверим магнитом.
Вывод: магнит притягивает металлические предметы.
- А сейчас мы проверим, действует ли магнит через картон.
Эксперимент № 8 «Танец кнопок»
- На картон положить кнопку, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопку (на каждого ребенка)
Вывод: магнит действует через бумагу.
Воспитатель: А сейчас мы проверим, действует ли магнит через стекло. Возьмите свой магнитик и подойдите к стеклянным стаканам, в которых опущены скрепы и попробуйте достать скрепку не намочив рук. Проведите по стенке стакана, снизу вверх.
Эксперимент № 9 «Не замочи рук»
У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.
Вывод: магнит действует сквозь стекло.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где используются магниты? Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений: с помощью магнита удобно удерживать инструменты. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы.
- Ну, вот мы провели все опыты, и эксперименты что нам приготовили профессора. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте опять встанем вокруг воздушного шарика и вернемся домой.
Ты неси нас шарик, шарик золотой.
Прямо обратно в детский сад родной,
Где нас ждут игрушки, куклы и мишутки.
Закружи нас шарик и неси домой, шарик золотой.
Итог занятия.