Шнуровки - зачем они?
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.
Во-первых,шнуровки сюжетные. Ребенку
предлагается «незаконченная» картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с
букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы,
фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п. Второй вид шнуровок: пуговицы,
башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого
безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для
шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных
переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали
домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы
получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая "картина".
Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори,
родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.
Для того чтобы сделать правильный выбор из всего этого
многообразия игр-шнуровок, прежде
всего, нужно разобраться, какие задачи должна успешно решать такая игра.
Когда в семье появляется малыш, многие
родители начинают судорожно хвататься за книги по детскому развитию, уделяют
большое количество времени и сил изучению авторских методик: Р. Штайнера, М.
Монтессори, Г. Домана, С. Лупан… И в конечном итоге большинство из них
(конечно, если они прислушиваются к своему ребенку, внимательно наблюдают за
ним) приходит к выводу, что раннее развитие означает не чтение и письмо в 2 - 3
года, а развитие мозга ребенка, его познавательных способностей. Именно это в
дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык,
письмо или математика.
Как ни странно, но как раз об этом и говорят
нам авторы известных направлений раннего развития. В перечисленных методиках
есть важная общая составляющая. Все они уделяют огромное внимание гармоничному
психофизическому развитию малыша. Хотим развить интеллектуальные, творческие,
художественные способности? Тогда давайте подвигаем пальчиками рук: будем
перебирать предметы, переливать водичку из баночки в баночку, просто порежем
бумагу... И не обязательно, чтобы была цель у этих занятий. Маленькие дети
выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация между
зрительной и моторной функциями уже составляет большое достижение для них. Для
ребенка психическое и физическое развитие воедино. Если мы будем уделять внимание
одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется и на той
способности, которую мы стремимся развить.
Монтессори предлагает необычный способ
обучения письму. Она просит малыша пальчиками рук ощупывать буквы, вырезанные
из шероховатой бумаги. Или «нарисовать» буквы резиночками на доске с
гвоздиками. Или поиграть в игры со шнурками. И все это потому, что письмо
требует сложнейших мелких движений пальцев, которые теснейшим образом связанны
с высшими психическими процессами. Монтессори много говорит о так называемом
"спонтанном" письме. При должной подготовке сенсомоторики и развитии
руки, ребенок в определенный момент начинает спонтанно писать буквы, например,
палочкой на песке. Когда это произошло, ребенку можно давать в руки карандаш и
закреплять навык.
Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития пальцев рук. Возраст от 2 до 6 лет является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: пупсиками, крупинками, бусинками, веревочками, маленькими кусочками ткани. Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Примеры игр со шнурками
Итак, мы поняли важность развития рук ребенка
и готовы использовать игру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой,
игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд
игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают
сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось
новое предложенное вами занятие?
Прежде всего, вспомним: дети обожают «взрослые» игры. Большинство малышей с удовольствием
играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки,
завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы,
простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это
делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской
потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой. Эту игрушку можно
предложить даже малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему,
как можно «пришить» пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом
этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны.
Это уже большое достижение для маленького ребенка - ведь ему надо научитЬся
координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой, можно
попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его
разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В
дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или
два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа - сложнее.
Развивающая
игрушка-шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда
завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные
способы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом
снизу, крестом сверху и т.д.
С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще
проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите
малышу сказку про то, как зверек собирал себе плоды на обед. Такая
игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к
рождественским праздникам. Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме
геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша
распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т.п.
Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы
на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать
детали. Елку, ежика и т.п. можно использовать и в качестве лекала - кроха будет
обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.
К большинству игр-шнуровок прилагаются
методические указания, содержащие схемы, по которым нужно "собрать"
игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3 -
4 года) может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной
деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное
ориентирование. Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет!
Итак, мы поняли важность развития рук ребенка
и готовы использовать игру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой,
игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд
игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают
сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось
новое предложенное вами занятие?
Прежде всего, вспомним: дети обожают «взрослые» игры. Большинство малышей с удовольствием
играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки,
завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы,
простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это
делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской
потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой. Эту игрушку можно
предложить даже малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему,
как можно «пришить» пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом
этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны.
Это уже большое достижение для маленького ребенка - ведь ему надо научитЬся
координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой, можно
попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его
разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В
дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или
два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа - сложнее.
Развивающая
игрушка-шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда
завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные
способы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом
снизу, крестом сверху и т.д.
С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще
проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите
малышу сказку про то, как зверек собирал себе плоды на обед. Такая
игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к
рождественским праздникам. Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме
геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша
распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т.п.
Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы
на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать
детали. Елку, ежика и т.п. можно использовать и в качестве лекала - кроха будет
обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.
К большинству игр-шнуровок прилагаются
методические указания, содержащие схемы, по которым нужно "собрать"
игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3 -
4 года) может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной
деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное
ориентирование. Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет!